г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

Экспонаты

Музей «Мир времени» поистине уникален. В его архиве более 10 000 экспонатов самых разных исторических периодов. Здесь вы найдете информацию о хорошо известных навевающих ностальгию предметах из прошлого и с удивлением узнаете множество новых сведений и фактов.

Прежде чем попасть на витрину или запасник, каждый экспонат выписал замысловатую траекторию во времени и пространстве. В данном разделе представлено более 400 предметов. Узнать об экспонате подробнее, и даже подержать его в руках вы можете во время увлекательной экскурсии.

Полный список экспонатов.

Грамота гвардейца трудового фронта. СССР, 1942 год. Грамоту вручили рабочему Ивану Васильевичу Хомякову, перевыполнившему месячную норму на 57 процентов.
Полевой призменный бинокль Б-8 (8Х40). СССР, 1935 год. Изготовителя вычислили по клейму: серп и молот с двумя пятиугольными призмами - это завод точной механики №19. До войны он располагался в Красногорске, затем был эвакуирован в Новосибирск и там остался. С 1929 по 1941 год красногорский ЗТМ и ленинградский завод "Большевик" выпустили 54 тысячи биноклей этого типа. Судя по дарственной надписи, наш экспонат с 1960 года принадлежал академику Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву (1900-1980 г.г.), вице-президенту Академии наук СССР, создателю Сибирского отделения АН СССР и Новосибирского Академгородка.
Лотерейный билет «Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев" (ОЗЕТ), 3-й выпуск. СССР, 1930 год. ОЗЕТ - общественная организация, созданная для расселения еврейской бедноты и деклассированных элементов по сельскохозяйственным регионам. С беднотой понятно, а вот вторая категория нуждается в пояснении. Речь идет о многочисленых "лишенцах" - людях, лишенных гражданских прав при Советской власти. Имел магазин, спекулировал на бирже, скупал краденое, ссуживал деньги, преподавал в хедере, отправлял службы в синагоге - и ты уже "лишенец". В еврейских местечках "лишенцами" были до 40 процентов жителей. Ситуация требовала разрешения.
Возникла хорошая идея: приучить евреев к сельскохозяйственному труду. Писатель Шолом Аш сформулировал задачу так: "Советское правительство поставило себе целью превратить евреев в полезных продуктивных тружеников". Но госбюджет не мог финансировать "по национальному признаку", - в итоге средства на строительство еврейских поселков на Украине, в Крыму и в Амурской области помогали собирать зарубежные еврейские организации. С этой же целью в СССР были организованы несколько выпусков лотереи. Забавная деталь: больше всего билетов распространили в Москве и в Баку, хорошо брали сибирские города, а вот Одесса вернула 25% билетов.
Стеклянный графин “с петушком”. СССР, 1940 год. Графин изготовлен на Акутихинском стекольном заводе мастером-стеклодувом Геннадием Владимировичем Тонышевым. В голове полой фигурки имеется отверстие. Миниатюрная дырочка оставлена и в нижней части петушка, - через нее за ночь нацеживается еще стопка водки или другого крепкого напитка. Первый графин "с петушком" был изготовлен в середине ХIХ века на Дятьковском хрустальном заводе. Владелец завода Мальцов часто приглашал иностранных "спецов". В числе прочих был выписан из Германии мастер-стеклодув Петуфф. Дятьковцы называли его по-своему - Петух. Немец был знаменит своими узкогорлыми графинами с яблоками на дне. Примерно через год дятьковцы подшутили над немецким мастером: в присутствии хозяина Петуффу преподнесли графин с петушком на дне. Мальцов намек понял: дятьковцы превзошли немца. Позднее петушков стали делать полыми - "на опохмел".
Кабинетный патефон. Швейцария, 20-е годы ХХ века. Изготовитель - "Грамофон Патриофон Свисс", дочернее предприятие американской компании "Берлинер грамофон". Эта модель отличается рупором, встроенным в корпус, а также двумя дверцами для регулирования громкости.
Прялка-самопряха. Российская империя, конец ХIХ века. Этот полезнейший механизм получила в подарок от своего жениха Екатерина Евсеевна Варнакова, жительница села Рассказиха Алтайского округа Томской губернии. Варнаковы не бедствовали: муж рубил лес и сплавлял его в Новониколаевск, а жена занималась огородом и домашними делами. До первой мировой войны у них родились пятеро детей. Потом Варнаков ушел на фронт и погиб. В 1919 году в Рассказиху нагрянул целый пароход с колчаковцами, - карательный отряд гонялся за дезертирами и партизанами. Дом Екатерины Евсеевны обложили хворостом и хотели сжечь, но пожилой унтер-офицер пожалел вдову-солдатку с детишками. При советской власти пришлось много и тяжело работать, но дети выросли и получили образование. Еще до Отечественной войны прялка перешла к дочери - Августе Андреевне. Ее муж Павел ушел на фронт в июне 1941 года, воевал в артиллерийской разведке и вернулся домой на костылях. Он вступил в партию незадолго до войны, но, когда пришел с фронта, порвал свой партбилет. О войне ничего не рассказывал. Варнаковы пережили нелегкие послевоенные годы, родили и вырастили семерых детей. Выручало большое хозяйство: огород 40 соток, две коровы, куры, поросята, пчелы - до пяти десятков ульев. И старая прялка была постоянно в работе: Августа Андреевна сама шерсть варила, сучила, пряла, красила и вязала из неё теплые носки, варежки и прочее. В 2012 году Августе Андреевне Варнаковой исполнилось 100 лет. Сейчас у нее 11 внуков, 13 правнуков и один праправнук. Замечательную прялку бабы Гути нам подарил ее сын Виктор Павлович Варнаков - большой друг нашего музея.
Жестяная кондитерская коробка "Моссельпром". СССР, конец 20-х годов ХХ века. Государственный трест "Моссельпром" основан в 1922 году в системе МСНХ - Московского Совета народного хозяйства. Эта торгово-промышленная хозрасчетная организация объединяла мукомольные, хлебопекарные, кондитерские, шоколадные и табачные фабрики, пивоваренные заводы, склады и магазины. Еще в первые годы НЭПа "Моссельпром" разработал собственный фирменный стиль, лучшие московские художники и поэты получали заказы на рекламные тексты, плакаты и упаковку. Классикой жанра стали слоганы, придуманные Маяковским: "Нигде кроме, как в "Моссельпроме", "Папиросы "Ира" - все, что осталось от старого мира". Наш экспонат изготовлен по заказу "Моссельппрома" на московском заводе "Пресс". В такие безымянные коробочки упаковывали драже и монпансье.
Брошюра о пользе воздержания в браке. Российская Империя, конец XIX века. В брошюре излагаются взгляды святого Максима Омологета. Этот византийский богослов настоятельно советовал прекращать половые отношения сразу после рождения надлежащего числа детей. "Господь установил брак для увеличения человеческого рода, а не ради удовлетворения страстей распутного человека и, конечно, не ради чувственного наслаждения. Воздержание в браке поэтому является великим нравственным украшением для людей". Если верить этой брошюре, супругов-сластолюбцев ожидают всевозможные болезни и умственная слабость. "Человек, предающийся излишествам в супружеских наслаждениях, теряет даже свое телесное благообразие, и наружность его изменяется к худшему: голова лишается волос, глаза делаются мутными и неясными, взор не блестит как раньше, и самое зрение притупляется до того, что является потребность в очках".
Деревянные сабо. Австро-Венгерская империя, 1916 год. Работа русского военнопленного Гуляева. Из 15,5 миллионов россиян, мобилизованных на фронты Первой мировой войны, более 4 миллионов оказались в плену. Примерно такое же соотношение было у всех воюющих стран, но положение военнопленных существенно отличалось. Самые тяжелые условия были в австро-венгерских, германских, русских и турецких лагерях. Но даже худшие из тогдашних лагерей нельзя сравнить с лагерями военнопленных времен Второй мировой войны.
Бронзовая статуэтка, копия монумента Григория Постникова "К звездам". СССР, 60-е годы ХХ века. Постников занялся скульптурой в зрелом возрасте, не имея художественного образования. В 1950 году получил Сталинскую премию 1-й степени. Первым из советских скульпторов увлекся темой космоса. Аллегорический монумент "К звездам" он создал за полгода до запуска спутника: титаническая фигура баскетбольным броском зашвыривает в космос рыбообразную ракету. Скульптура установлена в сквере Центрального дома Советской Армии, а две авторские копии - в Буденновске и Пятигорске. Позднее Постников работал над серией бюстов первых советских космонавтов. В 1968 году скульптору поручили снять гипсовую маску с покойного Ю.Гагарина.


Яндекс.Метрика