г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

Экспонаты

Музей «Мир времени» поистине уникален. В его архиве более 10 000 экспонатов самых разных исторических периодов. Здесь вы найдете информацию о хорошо известных навевающих ностальгию предметах из прошлого и с удивлением узнаете множество новых сведений и фактов.

Прежде чем попасть на витрину или запасник, каждый экспонат выписал замысловатую траекторию во времени и пространстве. В данном разделе представлено более 400 предметов. Узнать об экспонате подробнее, и даже подержать его в руках вы можете во время увлекательной экскурсии.

Полный список экспонатов.

Удостоверение истопника-кочегара. Предъявитель сего имел право работать на котлах и парообразователях марок КВ-100, КВ-200, КВ-300, КМ-1600, а также на других котлах низкого давления. Документ выдан в 1972 году Исаевой Елене Степановне, рабочей совхоза "Малышевский" Владимирской области. Но подобную "корочку" в те годы имели и тысячи людей с высшим образованием, не вписавшихся в систему - политические диссиденты, непризнанные литераторы, художники-авангардисты... Сутки работаешь, двое отдыхаешь.
Радиоприемник «ВЭФ-Спидола», СССР, 1966 год. Первый советский транзисторный приемник (10 германиевых транзисторов) был разработан инженерами Рижского радиозавода в инициативном порядке – то есть, в нерабочее время. Приемник назвали по имени прекрасной ведьмочки из какой-то латышской оперы. В 1962 году «Спидола» поступила в продажу и мгновенно обрела всесоюзную популярность. Помимо компактности и продвинутого дизайна, покупателям пришлись по душе пять поддиапазонов КВ: именно на коротких волнах прорывались через глушилки вражеские радиоголоса - "Свобода", "Свободная Европа", "Голос Америки", Би-Би-Си, "Немецкая волна" и "Радио Пекина".
Этот культовый транзистор «засветился» в нескольких фильмах и книгах. В «Ошибке резидента» Бекас привозит Тульеву «Спидолу» первой модели и рассказывает, как превратить ее в коротковолновый передатчик. Вторая модель мелькнула в кабине авторефрижератора в "Кавказской пленнице». Приемник играет значительную роль в сюжете «Маленькой повести о дружбе и недружбе» братьев Стругацких. «На табуретке возле кровати безмолвствовал Андреев любимец и мученик, радиоприемник второго класса "Спидола", он же Спиха, он же Спиридон, он же Спидлец этакий, в зависимости от состояния эфира и настроения».
Самодельная брошь. СССР, 1939 год. Этот маленький, но весьма примечательный экспонат подарил музею барнаулец Михаил Чехвазов. Перед войной он работал техником аэроклуба г. Вышний Волочек и выточил алюминиевый самолетик для своей жены. Надежда Чехвазова очень любила эту брошку и носила ее на беретике и на лацкане жакета. Однажды на нее засмотрелся незнакомый молодой летчик. "Вам понравился самолетик?" - кокетливо спросила Надежда. "Самолетик так себе, - усмехнулся летчик, - зато какой аэродром!!!" Столетний ветеран войны Михаил Федорович Чехвазов рассказывал про этот случай с нескрываемой гордостью.
Граниолевая папка с памятным адресом. Россия, 1910 год. Интереснейший документ: сто лет назад служащие и рабочие завода Уральского Электромеханического Товарищества подписали памятный адрес управляющему заводом Дмитрию Степановичу Тютеву. Из текста следует, что управляющий "оставлял службу" вследствие "некоторых стеснений" со стороны правления. В памятном адресе особо подчеркиваются великолепные человеческие и деловые качества Тютева, а также его стремление улучшить жизнь работников предприятия. "Исключительно благодаря Вашей настойчивости жилища рабочих (жалкие землянки) заменены сносными помещениями".
Телефон «Нордферн» W-66 , ГДР, 1967 год. Эти аппараты поступали в СССР в основном по заказу промышленных министерств и учреждений Академии наук. В конце 60-х годов увесистые бакелитовые корпуса уже вышли из моды, но «Нордферны» любили за приземистый силуэт, удобнейшую трубку и мягкий ход дискового номеронабирателя. Последнее объяснялось использованием «сименсовской» лицензии. В условиях советских НИИ пригодилась и стойкость бакелита к реактивам и повышенной температуре. Послужной список нашего экземпляра установить не удалось: аппарат оставили хозяевам съехавшие квартиранты одной из московских квартир. Взамен они взяли на память японский, фирмы "Шарп".
Елочная игрушка «Дирижабль», артель «Все для ребенка», г. Москва, 1937 год. Двумя годами ранее в СССР вновь разрешили праздновать Новый Год и возобновили выпуск елочных игрушек – картонных, ватных и стеклянных. Особенно ценятся сегодня игрушки из тисненого и раскрашенного картона, - такую технологию придумали в Дрездене в 60-х годах ХIХ века, а московские мастера наполнили ее новым содержанием. Прототипом этой игрушки послужил дирижабль «СССР-В6», построенный по проекту знаменитого итальянского воздухоплавателя Умберто Нобиле. Такие дирижабли должны были связать Москву со Свердловском, Новосибирском и Мурманском. Но в 1938 году первый «СССР-В6» разбился при попытке снять со льдины полярную станцию «Северный полюс-1». Программа была закрыта.
В 1937 году издательство «Учпедгиз» выпустило методическое пособие «Елка в детском саду». В этой брошюре говорится: «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».
Дирижерская палочка. Слоновая кость, черное дерево. Россия, нач. ХХ века. Эта изящная вещица принадлежала барнаульскому музыканту Трофиму Федоровичу Меркулову - дирижеру оркестра летнего театра. Оркестр играл в горпарке, за нынешней филармонией. В 1932 году Меркулов переехал в Бийск.
Нагрудные знаки МПС, середина 50-х годов ХХ века. Вручались отличившимся работникам служб Наркомата путей сообщения с 1943 года. В 1957 году был введен единый ведомственный знак - "Отличник социалистического соревнования МПС".
Весы торговые. Россия, 1919 год. Изюминка конструкции - в масштабировании 1:10. Чтобы взвесить, скажем, пуд муки, продавец использовал небольшие гирьки - килограммовую, 500-граммовую и 100-граммовую.
"Пионеры". Малая архитектурная форма конца 50-х годов ХХ века. Эти ностальгические фигуры привезены в музей из Новичихи, капитально отреставрированы и покрашены в натуральные цвета.


Яндекс.Метрика