г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
   
  

22 июня

1822 года - император Александр I подписал документ под названием «Учреждение для управления сибирских губерний». Города Сибири поделены на многолюдные, средние и малолюдные. Барнаул отнесен к средним и стал центром Алтайского округа Томской губернии. В 1825 году население Барнаула составляло 8745 человек: духовенство - 38, военные - 809, гражданские - 64, дворяне и чиновники вне службы - 11, разночинцы - 6124, купцы 2-й гильдии - 7, купцы 3-й гильдии - 97, мещане - 1183, крестьяне - 22, дворовые - 390.

 

 

 

1868 год - американец Кристофер Л. Шоулз запатентовал пишущую машинку. Она была размером с большой стол, печатала только большими буквами, а клавиши нажимались очень туго. Первыми «машинистками» были мужчины. Они не видели результатов своей работы, поскольку бумага находилась внутри агрегата.

 

1941 год - за первый день войны советские ВВС потеряли 1200 самолетов, при этом около 900 машин было уничтожено на 66 приграничных аэродромах. Наибольшие потери понесла авиация Западного Особого военного округа - из 1453 самолетов к концу дня осталось 738. Облетев разбомбленные аэродромы, начальник ВВС округа генерал-майор И. Копец закрылся в своем кабинете и застрелился.

Между тем, еще в апреле 1941 года авиационные части Западного военного округ проверяла комиссия Генштаба. Выводы были неутешительными: «Укомплектованность старой матчастью - 40-60 процентов. Истребители - не боеспособны (в воздухе почти не стреляли, воздушных боев не вели), бомбардировщики ограниченно боеспособны (мало бомбили, мало выполняли маршрутные полеты). Выделенный лимит горючего позволяет выполнить лишь 30 % учебной программы». Проверяющие особо отметили скученность самолетов: например, на аэродроме Долубово, находившемся всего в 10 км от границы, базировалось 73 самолета, в том числе 50 новейших МиГ-3. Машины стояли крыло к крылу. 18 июня 1941 года авиацию Западного военного округа привели в повышенную боевую готовность. С этого дня наши разведывательные самолеты начали залетать на немецкую территорию. Аэрофотоснимки подтверждали данные наземной разведки: немцы готовятся к наступлению. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Сергей Долгушин, встретивший войну младшим лейтенантом, пишет в своих воспоминаниях: «Накануне войны я служил на аэродроме, расположенном в 17 км от границы. В субботу 21 июня 1941 г. прилетел к нам командующий округом генерал армии Павлов и командующий ВВС округа генерал Копец. Нас с Макаровым послали на воздушную разведку. На немецком аэродроме до этого дня было всего 30 самолетов. Это мы проверяли неоднократно, но в этот день оказалось, что туда было переброшено еще более 200 немецких самолетов». Семикратное увеличение числа вражеских самолетов на приграничном аэродроме означало одно - готовность к нападению. Но вечером 21 июня командующий ЗапОВО Павлов отдает генералу Копецу странный приказ: снять с самолетов оружие и боеприпасы. Долгушин пишет: «Приказ есть приказ - оружие мы сняли. Но ящики с боеприпасами оставили. 22 июня в 2 часа 30 минут объявили тревогу, и пришлось нам вместо того, чтобы взлетать и прикрывать аэродром, в срочном порядке пушки и пулеметы на самолеты устанавливать. Наше звено первым установило пушки, и тут появились 15 вражеских самолетов...». Но уцелевшие советские истребители все же смогли потрепать люфтваффе. В первые же часы войны лейтенант Иван Калабушкин три раза взлетал на своей устаревшей «Чайке» и сбил пять вражеских самолетов - три бомбардировщика Ю-88, один Хе-111 и два истребителя Ме-109. В последнем бою он был тяжело ранен в обе ноги, но смог дотянуть до своего аэродрома. Подобных примеров было много. 22 июня немцы потеряли 67 самолетов, еще полсотни машин было серьезно повреждено. На Восточном фронте таких потерь у люфтваффе не было до конца войны.

 


Яндекс.Метрика