г. Барнаул, ул. Матросова, 12. Тел.: (3852) 77-77-64, 77-33-04.

День в истории

ПнВтСрЧтПтСбВс
   
    

26 февраля

1897 год - присяжный поверенный Владимир Ульянов, арестованный годом ранее, был выпущен из петербургской «предвариловки». Как писала своей подруге Надежда Крупская, в камере ее жених неплохо отдохнул и «поправился даже». Громоздко сформулированный приговор гласил: «Ульянова выслать под гласный надзор полиции на три года в Восточную Сибирь, с воспрещением, по освобождении его от надзора, жительства в столицах и Петербургской губернии впредь до особого разрешения, а также в местностях фабричного района, университетских городах и городах Иркутске и Красноярске с их уездами в течение трех лет, сроком по 29 января 1903 года».

Будущий вождь мирового пролетариата проследовал в ссылку не по этапу, а «своим ходом и за свой счет». По пути он заехал в Москву, где повидался с матерью и несколько дней поработал в Румянцевской библиотеке. Отбывал ссылку в селе Шушенском, очень полюбил бродить с ружьишком по окрестностям. Через год Ульянов выписал к себе невесту - ссыльную революционерку Крупскую - и обвенчался с ней. Это не мешало напряженной работе: в российских и зарубежных социал-демократических изданиях часто появлялись статьи Ульянова.

 

1936 год - принято окончательное решение о строительстве завода малолитражных автомобилей в Вольфсбурге. Здесь должны были выпускать "народный автомобиль" - знаменитый "Фольксваген". Идею "автомобиля, доступного каждой истинно немецкой семье", озвучил Гитлер в приветственной речи на Берлинском автосалоне. Он обещал государственную поддержку, но поставил два условия: автомобиль должен вмещать семью из четырех человек и стоить не дороже тысячи марок. Немцы приняли речь с восторгом. За дело взялся известный конструктор и промышленник Фердинанд Порше. Первые 30 экспериментальных автомобилей были выпущены в 1937 году на заводе "Даймлер-Бенц". В испытаниях участвовали водители транспортной службы СС, - они три месяца безжалостно гоняли автомобили по круговому маршруту. В итоге каждая машина наездила по 50 тысяч километров. После испытаний у "Фольксвагена"  появилась печка, фары переставили на крылья, а литой коленвал заменили на кованый. Был доработан и четырёхцилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объёмом в 985 "кубов". Мотор находился за задней осью и был сблокирован с коробкой передач.

В мае 1938 года автозавод начали строить. Для ускорения строительства была создана четкая система предоплаты: любой немецкий гражданин мог еженедельно перечислять пять марок на специальный счёт и при накоплении 990 марок должен был получить новый автомобиль. Более 300 тысяч немцев вложили в этот проект около 110 миллионов марок и мечтали о том дне, когда они сядут за руль новенького автомобиля. Но 1 сентября 1939 года в Европе разразилась война. Вместо "Фольксвагена" с конвейера пошли армейские вездеходы "Кюбельваген" (Kübelwagen – «автомобиль-лоханка»). До конца апреля 1945 года фронт получил 50 тысяч "Кюбельвагенов" разных модификаций. После поражения гитлеровской Германии завод оказался в английской зоне оккупации, и в 1947 году с конвейера сошли первые серийные "Фольсвагены". В 1955 году был выпущен миллионный автомобиль, а в начале следующего века общее количество машин этого типа перевалило за 20 миллионов. Фердинанд Порше до настоящей славы своего детища не дожил, - он умер в 1951 году. Не застал он и судебное заседание 1954 года, на котором был оглашено решение: идея заднемоторного легкового автомобиля с хребтовидной рамой, оппозитным двигателем и обтекаемым кузовом пришла в голову венскому студенту Бэла Барени еще в 1926 году, - за пять лет до Порше. Придумал ли Порше сам подобный автомобиль или украл опубликованную идею у студента – это теперь уже никто не узнает. Зато известно, что Барени получил более 2500 патентов на разные изобретения в области автомобилестроения. Именно он разработал травмобезопасную рулевую колонку, убирающиеся под капот щётки стеклоочистителя, сайлентблоки для двигателя, сдвижные двери и многое другое.

 

1965 год - уругвайская полиция обнаружила в одном из домов на окраине Монтевидео ящик с телом нацистского преступника Цукурса.  Латвийский летчик Гербертс Цукурс прославился в 1933 году, совершив беспосадочный перелет из Риги в африканскую Гамбию. Его называли «латышским Чкаловым». Когда Латвию оккупировали немцы, Цукурс стал заместителем начальника «латвийской вспомогательной полиции», принимал участие в массовых убийствах евреев в рижском гетто и Румбуле. Три тысячи человек Цукурс убил лично и 25 тысяч были расстреляны под его руководством. Свидетели вспоминали, что Цукурс любил ездить по гетто на машине, стреляя из пистолета во встречных евреев. В 1944 году он выехал из Риги с отступающими немецкими, после войны сумел бежать в Испанию, а оттуда в Бразилию. Работал инструктором в летной школе. Неизвестные мстители выманили Цукурса в Уругвай и убили. Через три дня кто-то позвонил в агентство новостей в Бонне и сообщил следующее: «Герберт Цукурс, палач тысяч рижских евреев, был казнен позавчера теми, кто никогда не простит. Его тело находится в заброшенном доме по улице Колумбия, на окраине Монтевидео».

Яндекс.Метрика